Создать профиль

Не спешите хоронить P2E

0

Editor img 9132

В последние время активизировались рассуждения о конце модели «играй и зарабатывай» (play-to-earn или P2E). Внутриигровая P2E-модель казалась настолько успешной, что привлекла миллионы игроков и породила целые сообщества, специализирующиеся на заработке в игре. Но затем что-то пошло не так.

Во времена расцвета в «революционную» Axie Infinity играло более 2,7 млн игроков ежедневно. Сейчас же число активных пользователей Axie Infinity упало почти в 7 раз, и многие разработчики Web3-игр стали говорить о необходимости сосредоточиться на создании хорошей игры, а не на развитии экономической модели.

Axie Infinity (AXS): подробный обзор.

Однако, давний сторонник NFT-игр и сооснователь Reddit, Алексис Оганян (Alexis Ohanian), по-прежнему убежден, что за P2E-играми — будущее. «В течение следующих пяти лет большинство геймеров не будут играть в игры, если их время не будет по достоинству оценено», — заявил Оганян. Попробуем еще раз разобраться во взглядах сторонников и противников модели «play-to-earn».

Editor img 8173

Основное преимущество P2E-игр — это возможность игрокам получать вознаграждения, имеющие реальную ценность. Нельзя отрицать, что идея зарабатывать на жизнь во время игры из любой точки мира выглядит очень привлекательно. Конечно, по мере распространения P2E-игры могут столкнуться с рядом препятствий, так как широкая аудитория пока только приспосабливается к торговле криптовалютами и использованию NFT-технологий. Но по мере развития и масштабирования технологий, внедрить принципы P2E станет гораздо проще.

История дает нам хорошие примеры, когда нечто, казавшееся из ряда вон выходящим, становится обыденностью. Так, в ноябре 2010 года уроженец Великобритании Джон Джейкобс ошеломил экспертов, когда продал космический ночной-клуб «Club Neverdie» в онлайн-игре Entropia за рекордную по тем временам сумму в $635000. Спустя 13 лет в заголовки новостей попадают только крупные сделки по приобретению собственности в метавселенной, а потенциальный объем рынка виртуальной недвижимости оценивают в миллиарды долларов.

Editor img 6687

Другим примером постепенного смещения к модели P2E может стать недавняя серия сделок по приобретению скинов для оружия в Counter-Strike: Global Offensive. Скин для АК-47 и «легендарный» нож Керамбит были проданы за шестизначную сумму. Однако, если посмотреть на некоторые NFT-коллекции (например, «Скучающих обезьян»), то такие цены на цифровые предметы уже не кажутся заоблачными.

Editor img 9645

Движение к P2E-играм не обязательно будет поступательным. Так, Axie Infinity считали одним из способов не просто хорошо заработать, а вообще победить бедность в небогатых странах. Суммарный объем торгов NFT за все время в Axie Infinity превысил $4 млрд, но новаторская P2E-экономика игры не выдержала хакерских атак, скандалов и разочарования пользователей. Цены на внутриигровые токены резко упали: SLP подешевел на 99,5%, AXS потерял 96% по сравнению со своей пиковой ценой. Но разработчики сумели оправиться от падения, и теперь планируют экспансию на ранее закрытый для Web3-проектов мобильный рынок Apple.

Не стоит забывать и о множестве противников концепции P2E. Некоторые эксперты приветствовали появление P2E-игр, утверждая, что они позволяют пользователям получать вознаграждение за действия, которые ранее выполняли бы бесплатно. Но многие геймеры выразили беспокойство по поводу дальнейшей коммерциализации игрового процесса. «P2E — это ужасный подход, — написал менеджер по маркетингу Wildcard, Финеас Тоттен (Phineas Totten). — Геймеры никогда не измеряли денежные выгоды, полученные от игры, и им не следует начинать. Денежная выгода, получаемая от игры, является бонусом в дополнение к основному показателю ценности — удовольствию». Исполнительный директор Azra Games Марк Отеро (Mark Otero) говорит, что он «не фанат» P2E-игр. А генеральный директор Solana Games, Джонни Ли (Johnny Lee), называет P2E-проекты не играми, а DeFi-продуктами. Им вторит Пол Фланаган (Paul Flanagan), который связывает P2E-модель с «играми с нулевой суммой», близкими со схемами Понци, которым необходим постоянный приток новых игроков.

Однако последнего обвинения можно избежать, если P2E-игры перестанут быть массовым продуктом. Например, Yuga Labs пытаются создать свою уникальную игровую модель. Они делают ставку на уже развитое сообщество владельцев NFT-коллекции «Скучающих обезьян». Игры «Dookey Dash» или «Legends of the Mara» — это дальнейшее развитие принципа P2P (Pay-to-Play) — ориентированного в первую очередь на богатых игроков и престижное потребление. Чтобы просто сыграть в их игры, понадобится приобрести достаточно дорогой «входной билет»: специальный игровой токен. Поэтому, если блокчейн-игры для богатых будут выделены в отдельный сегмент, это приведет к созданию закрытой экосистемы, для которой будут разрабатываться специальные игры. При этом качество игры будет подпитываться эффектом демонстративного потребления, превращая такой вид развлечений в предмет роскоши, еще больше повышая стоимость внутриигровых активов.

В целом, P2E-игры потенциально могут обеспечить игрокам увлекательный и захватывающий игровой процесс, а также предложить реальные преимущества, но разработчики не должны зацикливаться только на финансовой составляющей. Приоритет должен отдаваться игровому процессу и новому игровому опыту, а возможность заработка — это всего лишь бонус к хорошей игре. Возможно, стоит подождать, и мы увидим новые P2E-игры, заслуживающие внимания геймеров.

Editor img 4458