Спад в сегменте метавселенных меняет бизнес-стратегии многих компаний, в том числе — ведущих. Apple также разочарована метавселенными. Неудачная попытка выйти на рынок виртуальной реальности с гарнитурой Vision Pro «всего» за $3500 совпала с самым низким за последние годы объемом инвестиций в стартапы из сферы метавселенных, дополненной и виртуальной реальности. В начале этого года гарнитура Vision Pro была запущена с большой помпой, но после месяцев низких продаж компания готова прекратить производство.
Разработчики устройств смешанной реальности предпочитают более дешевые варианты, которые пользуются спросом. А на метавселенные обращают внимание компании, не связанные с виртуальными мирами. Некоторым интересны пространства для «встреч» сотрудников, занятых удаленно. Других интересуют прикладные возможности, развивается новое направление в технологии — промышленная метавселенная (Industrial Metaverse). На Дне инноваций Siemens 12 ноября (Siemens Innovation Day 2024) в Индии компания представила промышленные технологические решения, особое внимание уделяя энергоэффективности, использованию искусственного интеллекта и — да! промышленных метавселенных. Возможно, не случайно именно германская компания верит в эту технологию?
Ведь в это самое время Европейский Союз озаботился юридическими вопросами, связанными с метавселенными. Метавселенная может быть виртуальным миром, но европейское регулирование интеллектуальной собственности вполне реально. Европейский парламент утверждает, что «свод законов ЕС о защите прав интеллектуальной и промышленной собственности, включая авторские права, товарные знаки, патенты, промышленные образцы и коммерческие тайны» в полной мере применим к виртуальным мирам. Это закреплено в «Резолюции о политических последствиях развития виртуальных миров», опубликованной в октябре в Официальном журнале Европейского союза.
Резолюция является подтверждением применимости права интеллектуальной собственности в метавселенной. Она закрепляет правило, что исключительные права правообладателей должны соблюдаться всеми заинтересованными сторонами виртуальных миров — операторами платформ, поставщиками услуг и пользователями. Кроме того, формулирует конкретное общее правило: «Виртуальные миры должны разрабатываться и развертываться в соответствии с общим принципом, согласно которому то, что является незаконным в офлайне, должно быть незаконным и в онлайне».
Остается много нерешенных вопросов о практическом применении этого закона, но резолюция Европарламента окончательно утверждает юридические отношения с метавселенными. Существует единственный мир — реальный мир, а виртуальная реальность — лишь часть его.