В разгар коронавируса техгиганты запустили метавселенные в надежде, что все на карантине уйдут жить, работать и развлекаться в виртуальное пространство. Но вместе с пандемией закончилась и популярность новой технологии. Разработчики потеряли огромные суммы на вложениях в развитие экосистемы – одна Meta лишилась десятков миллиардов долларов. Хоть хайп и прошел, метавселенные не канули в Лету, а продолжают использоваться как неплохой бизнес-инструмент и для организации рабочего процесса, особенно в объединении с ИИ.
Так, например, Тревер Стюарт (Trever Stewart), который работает продюсером в большой анимационной студии Bent Image Lab, использует виртуальную реальность для создания рекламы вместе с коллегами. Также он приглашает на встречи в метавселенную клиентов рекламных агентств, чтобы показать, как создается анимационный контент компании изнутри.
«Метавселенная – это огромная неудача, но, черт возьми, такие компании, как Meta, создали инструменты, чтобы мы могли построить новый мир прямо сейчас!» — отмечает Стюарт.
К слову, технический директор Meta Эндрю Босворт (Andrew Bosworth) утром 19 июня объявил о крупнейшей реорганизации Reality Labs. Все команды подразделения объединяются теперь в две группы: центральную «Metaverse», которая отвечает за проекты в области метавселенных и за линейку гарнитур Quest, и новую «Wearables» (остальные аппаратные технологии Meta, в том числе умные очки, созданные в коллаборации с Ray-Ban). Реструктуризация была необходима для оптимизации расходов, но ее следствием стал ряд увольнений руководителей. Босворт обещает продолжать инвестировать в Horizon OS и возможности для технологии смешанной реальности.
Идея Meta создать полностью виртуальное рабочее пространство (Horizon Workrooms), то есть перевести реальных сотрудников в метавселенную и надеть на них гарнитуру, не увенчалась успехом. И не получилось не только у Meta, но и у Microsoft, Mozilla и стартапов, увлекшихся созданием рабочих виртуальных пространств. Однако некоторые компании нашли выход и решили интегрировать метавселенную и искусственный интеллект, который сейчас на пике развития.
«То, что будет способствовать развитию метавселенной в офисе, – это искусственный интеллект», — считает исполнительный директор компании Bodyswaps Кристоф Маллет (Christophe Mallet).
По его мнению, ИИ-помощник, который можно будет использовать для проведения совещаний или повышения продуктивности, скорее всего, отлично приживется в метавселенной и принесет реальную пользу.
Основатель компании по созданию виртуального офиса Arthur Technologies Кристоф Флейшманн (Christoph Fleischmann) говорит, что ИИ – это настоящая радость для глаз («AI is the ultimate eye candy»). Потому что команда, например, может встретиться в метавселенной, где есть умный ИИ-помощник, непосредственно взаимодействующий с источниками данных и способный визуально отобразить эти данные для участников.
Но как бы ни была прекрасна интеграция метавселенной и ИИ, остается проблема гарнитур, их неудобство и высокая стоимость. Джейкоб Левенштейн (Jacob Loewenstein), старший вице-президент по развитию бизнеса и стратегии компании Spatial, рассказал, что сначала они специализировались на организации встреч в метавселенной и хотели стать VR-преемником Zoom. Но после того как стало ясно, что заставлять работников переходить со своего компьютера на совершенно новое устройство можно только, если это «безумная ценность» — стартап переключился на игры. В чем, стоит отметить, преуспел.